Голкипер «Югры» Владислав Сухачев стал лучшим игроком сентября и первой недели октября OLIMPBET Чемпионата России — ВХЛ в своем амплуа. В семи матчах он отразил 98,2% бросков при коэффициенте надежности 0,47, отыграв на ноль три встречи подряд. В интервью лауреат рассказал о 198-минутной сухой серии, роли партнеров в шатаутах и работе в бригаде с Владимиром Сохатским.
— В 2018 году ты стал первым и единственным на тот момент вратарем «Челмета», который отыграл на ноль дважды подряд, а сейчас даже 198 минут — это лишь 31 место в истории лиги по продолжительности сухой серии. Хоккей изменился?
— Может быть, в том числе. Сложно ответить, потому что нужно заниматься аналитикой всей истории. Сейчас увеличились скорости, игра стал более прямой, много борьбы, стыков. Команды начали вести более оборонительный хоккей, потому что смотрят на клубы-чемпионы — тот же ярославский «Локомотив» или «Ак Барс» 2018 года. Их примеру следуют.
— Почему?
— Наверное, потому что были случаи, когда клубы с очень хорошим нападением так и не доходили до кубков, а клубы с налаженной обороной и не самым красочным хоккеем достигали цели.
— Это же пресловутый автобус... Как он уживается с атакующим стилем «Югры»?
— Если честно, я в хоккее-то плохо разбираюсь. (Смеется). Моя задача — выполнять свою работу. В «Югре» собрана команда профессионалов: каждый знает, на каком он месте. Не думаю, что возникают вопросы с выполнением тренерского задания, при этом остается место для творчества.
— В 10 матчах «Югра» пропустила 9 шайб и засушила ровно половину встреч. Мог ли кто-то в команде предугадать такой старт?
— Не думаю, что нас вообще должны посещать какие-то мысли, помимо сегодняшнего дня или матча. Не стоит забегать вперед и делать прогнозы, нужно просто выходить с желанием победить и делать все для этого.
— В твоей фамилии кроется предрасположенность к сухарям?
— Пошутить насчет этого можно. В Новокузнецке дарили огромные сушки.
— В интервью твой новый напарник Владимир Сохатский рассказывал, что стартовых вратарей готовят к матчам по мере пиков и спадов в физической форме. Получается, что у вас очередность, а не конкуренция?
— Не стоит забывать, что это спорт. Все может меняться по разным причинам. Круто, когда в команде есть план, в какой последовательности вы играете, но бывают вещи, которые срывают планы. Все переменчиво. Тут задача — тренироваться, держать себя в форме и жить сегодняшним днем.
— Ты говорил, что соперничать с Сохатским — это профессиональное счастье, и рост обеспечен. Что конкретно этому способствует?
— Во-первых, очень здорово, когда межличностные отношения в бригаде на классном уровне, вы друг друга понимаете и двигаетесь на хорошем настроении. Когда сильный напарник — а к Владимиру в этом плане вопросов нет — ты хочешь не хочешь, но начинаешь больше спрашивать с себя, становиться лучше и держать марку в микро-соревнованиях. Два конкурентных вратаря в одной команде все равно будут подталкивать друг друга: мы же любим соревноваться и выигрывать.
— Звучит как здоровая конкуренция. Были в твоей карьере примеры нездоровой?
— Все должны понимать, что каждый сезон команда определяет цель и двигается к ней. Ты как часть команды должен этим жить и гореть. Несмотря на мировоззрение или настроение, относиться к партнеру с пониманием. Никто не говорит, что мы обязаны быть очень близки или дружить, но рабочая этика и взаимоуважение должны соблюдаться. В моей карьере, слава богу, не было обратных примеров, но знаю парней, у которых были, и это не сильно приятно — знать, что у вас с напарником видение общей картины не сходится.
— Недавно Сохатский вписал свое имя в историю, оформив 60-й сухарь в ВХЛ. У тебя уже три в семи матчах — такими темпами догонишь его к весне.
— На самом деле спокойно отношусь к сухой серии. Мы же, в конце концов, выходим, чтобы биться друг за друга и выигрывать, потому что мы одна хоккейная семья. Моя задача — качественно делать свою работу, а там хоккейные боги пусть сами направляют. Творить невероятные вещи — круто, но это наша общая заслуга. Если посмотреть на вратарей-рекордсменов, очень многое зависит от игры команды в обороне. Уровень состава в «Югре» очень высокий. То, какую работу проделали парни на отрезке сентября — это очень сильно. В такой команде играть гораздо легче: меньше распыляешься, зная, что партнеры в нужный момент подстрахуют или подчистят.
— У Сергея Теряева как раз макияж с фингалом — это пример страховки?
— Макияж — это с тренировки. Каждый раз есть примеры, как парни отдаются игре и сколько на себя ловят. Бесстрашие полевых «Югры» вызывает восхищение и вдохновляет. Здесь никто не боится шайбы. Когда приходит момент, любой игрок идет и делает свою работу, как бы больно это ни было. Каждый матч. Поэтому такой результат.
— Ты оказался в Ханты-Мансийске в результате обмена на трех воспитанников «мамонтов» и денежную компенсацию. Каково осознавать, что ты стоишь троих?
— В какой-то момент перестаешь об этом задумываться. Сконцентрирован на своей работе. Наступает новый сезон, новая команда, новые задачи, и твой фокус направлен больше на это. Обмены? Кто, на кого, как — для меня это особой роли не играет.
— В 2019 году тренер вратарей «Челмета» Константин Штрахов назвал тебя самым способным из всех, с кем ему приходилось работать. Такая оценка добавляет ответственности?
— Во-первых, большое спасибо, не слышал. Когда в тебя верят, это на сто процентов придает сил. Каждый игрок через это проходил: когда есть доверие, ты становишься окрыленным и любые трудности преодолевать легче. Определенный буст для роста.
— Среди воспитанников Штрахова — Мыльников, Назаров, Подскребалин, Демченко. На твой взгляд, что заставило его назвать именно тебя?
— Все вратари, которых вы назвали, поиграли на высоком уровне. Здорово, когда ребята, вышедшие из челябинской школы, так развиваются. А что касается оценки — она была выставлена на момент, когда я играл в «Челмете».
— Можно ли сказать, что с чем-то в жизни тебе повезло?
— Когда много работаешь, тебе все равно сопутствует удача. Какие-то случаи и возможности приходят и дают шанс двигаться дальше, к следующему этапу. Конечно, если брать профессиональный спорт, маловероятно, что у тебя что-то получится без капельки везения. Как будут складываться внешние обстоятельства — тоже важно.
— «Югра» выпустила нескольких топ-вратарей — Заврагина, Волохина... Это чудо-система или хороший исходный материал?
— Мне кажется, каждую историю, когда кто-то выстреливает и шагает на следующую ступень, нужно рассматривать отдельно. Все зависит от того, как работает вратарь, как у него проходит сезон, какой объем игрового времени он забирает. Много второстепенных факторов.
— В 2024 году спустя пять лет работы клуб покинул тренер голкиперов Артем Яцкевич. Павел Орлов смог его заменить?
— Не работал с Артемом Ивановичем. С Павлом Валерьевичем заочно был знаком давно. Он имеет большой опыт как тренер вратарей на высочайшем уровне, поэтому получилось, что я все равно приехал в команду, где очень сильный специалист.
— Какие его принципы в работе отметишь?
— В целом все, что касается вратарской подготовки, уже давно известно и варьируется только в мелочах: работа в зале, детали на льду или уровень глубины аналитики.
— Взрослый голкипер может прибавить за сезон?
— Думаю, что любой вратарь на любом этапе может прогрессировать и менять свою игру. Все зависит от каждодневной работы, общения с тренером: какие акценты вы делаете на тренировках, к чему хотите прийти, что улучшить. Изменения могут быть всегда. Главное — понимать, зачем. Даже если взять, например, игру Сергея Бобровского в «Коламбусе» и во «Флориде» — она будет значительно отличаться, хотя человек не один год на вершине и показывает лучшие результаты.
— Хочешь сказать, что твоя игра в «Металлурге» и «Югре» тоже отличается?
— Понятно, что база остается, но все равно изменения из года в год будут. Они могут происходить даже в течение сезона, если на вратарских тренировках включить новый элемент, чуть-чуть поменять стойку или баттерфляй, если ты этого хочешь. На матчах это тоже будет меняться. В интервью уже говорил, что Петер Шкрабел в «Тракторе» показал определенные вещи, которые хотел бы изменить в моей игре, объяснил зачем, и я принял это. Поменялись и стойка, и тактика. Эти наработки сохранились с прошлого года.
— Какой видишь свою идеальную игру в мае?
— Думаю, для игрока каждый месяц чемпионата важен и в тоже время не может быть показательным. Задача — грамотно поставить текущую цель, распределить свои силы на весь сезон, показать максимально возможный результат, не оглядываясь назад, и идти только вперед к поставленной цели. Быть надежным звеном команды, которая тебя выбрала и рассчитывает на лучший результат.
Яна Наконечная специально для ВХЛ |